Кафедра физиотерапии и медицинской реабилитации СЗГМУ
Основы охраны здоровья населения в Российской Федерации
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.04.2024, 16:21

В последние годы в здравоохранении Российской Федерации происходят весьма существенные изменения в структуре управления и в объемах финансирования. Основными целями проведения социальных реформ в области здравоохранения являются:

    - Обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи населению и контроля анализа сан-эпид. благополучием;

    - Формирование многоукладности здравоохранеия;

    - Обеспечение устойчивости функционирования здравоохранения, изменение объемов и порядка финансирования:

    - Повышение экономической и клинической эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения:

    - интеграция в мировое сообщество.

 

Структурная перестройка отрасли предполагает:

 

- Преобразование первичной медицинской помощи.

Реализация первичной помощи должна значительно повысить качество и эффективность медицинских услуг на догоспитальном этапе, в том числе и на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками. Улучшить преемственность оказания медицинской помощи на всех уровнях, снизить потребность в госпитализации, более рационально использовать коечный фонд, укрепить психологические контакты пациентов с врачами, повысить медико-социальную защищенность.

- Реформа скорой медицинской помощи и медицины катастроф.

Необходимо законодательно установить, что скорая медицинская помощь, а также медицинские услуги при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, при несчатных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказываются бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их организационно-правовых и ведомственных принадлежностей.

- Реорганизация стационарной медицинской помощи.

С учетом опыта развитых стран необходимо осуществить структурную перестройку стационарных учреждений с организацией больниц (отделений) с высоким уровнем интенсивности лечебно-диагностического процесса, отделений медицинской реабилитации, медико-социальных больниц (отделений), сестринского ухода (хосписов и т.д.). Мощность стационаров дневного пребывания должна составлять 7-8% от общей численности коек. Так как структурная перестройка отрасли предполагает, в первую очередь, преобразование первичного звена медицинской помощи, что требует существенной государственной поддержки, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Семейная медицина». Основными задачами программы являются:

- Оказание на Федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации органам и учреждениям содействие по созданию оптимальных условий ускорение реформы первичного звена здравоохранения и перехода к работе по принципу врача общей практики (семейного врача);

 - Оказание субъектам Российской Федерации методологической, практической и материально-технической помощи по внедрению в практику лечебно-профилактических учреждений деятельности врача общей практики (семейного врача) и его адаптации к условиям обязательного медицинского страхования.

 

Срок реализации программы рассчитан на период с 1997-2025гг. и включает в себя три этапа:

- Первый период – (1997-1998гг) – подготовка к реализации таких первоочередных мероприятий, как создание нормативно-правовой, материально-технической и организационной базы.

- Второй период – (1999-2000гг.) – развитие общеврачебной практики в субъектах Российской Федерации с учетом реализации разработанных территориальных целевых программ.

- Третий период – (2001-2005гг.) – постепенный период к семейной медицине на всей территории Российской Федерации.

 

Сертификация специалистов со средним медицинским и

фармацевтическим образованием.

 

- Сертификация специалистов – это экзамен с целью подтверждения подготовки в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Сертификация специалиста свидетельствует о достижении его владельцем высокого уровня теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельной (индивидуальной) профессиональной деятельности (медицинской, фармацевтической).

      У специалистов могут быть несколько сертификатов (по основной и совмещаемой должности) при условии прохождения курсов усовершенствования или специализации и успешной сдачи сертификационного экзамена.

       Не выдержавшие экзамена, получают только удостоверение об окончании соответствующего вида обучения и справку вместо сертификата. Эти лица допускаются к профессиональной деятельности на соответствующие их базовому образованию должность только под руководством специалистов (главные, старшие мед.сестры)

- Сертификат специалиста не выдается лицам, работающим на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала, но не имеющим диплом установленного государственного образца (курсы медицинских сестер для детских яслей, курсы медицинских сестер Исполкома СОКК и КП СССР и т.д.). Однако при этом указанные лица сохраняют право продолжать работать, так как были допущены к занятию этих должностей в ранее установленном порядке, проходить курсы повышения квалификации и аттестоваться на присвоение квалификационных категорий:

 

Порядок доступа к медицинской (фармацевтической) деятельности для специалистов устанавливается:

- Статья 54 "Основы законодательства об охране здоровья граждан" (ред 2000г.)

- Приказ №249 МЗ РФ от 19.08.1997г. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»

- Приказ №18 МЗ РФ от 19.01.1999г. «Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов».

- Информационное письмо МЗ РФ от 31.07.2001г. 15-12/387 «О специалистах со средним профессиональным образованием»

 

 

Аттестация работников, имеющих среднее медицинское (фармацевтическое) образование.

    

Основами законодательства РФ (ст.63) повышение квалификации дано медицинским работникам как право.

 

Квалификационные категорияи присваиваются специалистам, имеющим достаточный уровень теоретической подготовки и практических навыков, с учетом их соответствия квалификационным характеристикам специалистов и стажа работы по аттестационной специальности.

 

Аттестация проводится в соответствии с приказами:

- Приказ №314 МЗ РФ от 09.08.2001г. «О порядке получения квалификационных категорий»

- Приказ «234 МЗ РФ от 13.04.2002г. «Об аттестации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, работающим в системе здравоохранения РБ»

 

Федеральные целевые программы по охране

здоровья населения РФ.

 

 

  1. Федеральная целевая программа «Охрана и укрепление здоровья на 2003 – 2010 годы».
  2. Федеральная программа «Утверждение государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» от 11.09.1998г.
  3. Федеральная целевая программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей РФ на 2004 – 2010 гг.»
  4. Отраслевая программа «Общая врачебная (семейная) практика» от 1998г.

 

Целевые региональные программы РБ по охране

здоровья населения РФ.

 

 

  1. Отраслевая программа РБ «Общая врачебная практика» на 2004 – 2008гг.
  2. Республиканская целевая программа « О программе развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002 – 2010гг.»
  3. Республиканская целевая программа по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002 – 2008гг.
  4. Республиканская целевая программа «Профилактика и лечение заболеваний, передающихся половым путем» на 2003 – 2008гг.
  5. Республиканская программа «Здоровье пожилых» на 2003 – 2007гг.
  6. Республиканская программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи» на 20023 – 2008гг.

 

Комитет экспертов ВОЗ еще в 60"ые" годы определил сестринское дело как "практику человеческих взаимоотношений", а медицинская сестра "должна уметь распознать потребности больных, возникающие в связи с болезнью, раасматривая больных как индивидуальные человеческме существа".

 Одной из составных частей философии является этические принципы, сформулированные представителями сестринской профессии для своих коллег в каждой из стран. В 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России утвержден «Этический кодекс медсестры России». В основе кодекса лежат принципы общечеловеческой морали. Кодекс декларирует основные этические элементы философии сестринского дела, такие как обязанности, цели, благодетели.

Биоэтика изучает отличительные аспекты проблемных ситуаций в современной медицине – искусственного оплодотворения, аборта, добровольной медицинской стерилизации, нового определения смерти человека (смерть мозга), эвтаназии, трансплантации органов, медико-генетического консультирования, оказание психиатрической помощи и т.д.

   Еще одно определение биоэтики – это исследование проблемы прав человека в современной медицине.

Основополагающими принципами биоэтики являются:

·  принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности

·  принцип уважения моральной автономии личности

·  принцип благодеяния

·  принцип справедливости

В биомедицинской этике широкую известность приобрела работа американского врача и биоэтика Роберта Вича, описавшего модели взаимоотношения медицинского работника и пациента:

I Инженерная: врач или медсестра сводят свою роль к тому, чтобы выявлять или восстанавливать какие-то функции в организме человека, межличностный аспект полностью игнорируется

II Коллегиальная модель – характеризуется полным пониманием медицинского персонала.

III. Патерналистическая (от лат. слова Pater) - характеризуется тем, что медицинский парсонал относится к пациентам как родители к свом детям.

 IV. Контрактная - в редких случаях выглядит как юридически оформленным договор с пациентом.

Есть понятия:

- радикальная медицина

- палиативная медицина

Радикальная медицина - нацелена на излечение болезни и использует все средства. имеющиеся в ее распоряжении, пока есть хоть малейшая надежда на выздоровление.

Палиативная медицина- прихлдит на смену радикальной с того момента, когда все средства использованы, эффекта нет и перед пациентом возникает перспектива смерти.

В основе сестринского дела лежит сестринский процесс

Сестринский процесс – это структура, организующая практику:

·        это умение практически мыслить;

·        это научный метод профессионального решения сестринских проблем;

·        это искусство ухода;

·        это научный метод систематизированного определения ситуаций, в которых находится больной;

·        это автоматизированный процесс мышления и действий медсестры.

Сестринский процесс проводится по этапам:

I этап – сбор данных о больном:

·        расспрос пациента

·        расспрос членов семьи окружающих

·        информация от членов бригады СМП

·        физическое обследование пациента

·        ознакомление с историей болезни и другой документацией

·        чтение специальной медицинской литературы

II этап – интерпретация сестринских проблем, выделение приоритетных проблем пациента

III этап – постановка целей; планирование.

Что дает медсестре постановка целей? Направление для индивидуального мышления и сестринского вмешательства, то есть «нет целей – нет ухода».

Требования к постановке целей:

·        реальность, достижимость

·        установить конкретные сроки

·        достижения каждой цели должны быть сформированы в пределах сестринской компетентности.

По срокам существуют два вида целей и к каждой проблеме ставятся две цели:

·        кратковременные (меньше одной недели)

·        долгосрочные (недели, месяцы)

                 Каждая цель включает три компонента:

·        исполнение (действие, исполнение, всегда связано с пациентом);

·        критерий (время, дата);

·        условие (с помощью кого, чего-либо)

IV этап – реализация плана ухода

Этот этап осуществляется путем сестринских вмешательств.

·        зависимые – выполняются только по назначению врача или под его наблюдением

·        независимые – это действия медсестры без прямого требывания врача, по собственной инициативе

·        взаимозависимые – это сотрудничество, например, сотрудничество с физиотерапевтами, диетологом, инструктором ЛФК и др.

V этап – это оценка эффективности и качества ухода

Она включает в себя три аспекта:

·        цель достигнута, цель не достигнута;

·        обследование ответной реакции больного на лечение;

·        активный поиск и оценка новых проблем.

·        Если цель не достигнута, медсестра должна повторить сестринский процесс в поисках допущенной ошибки. Она может изменить цель, пересмотреть приоритеты и в соответствии с этим наметить новый план ухода.

ПМСП – это первый контакт индивидума или общества с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства.

ПМСП включает три обязательных условия (принципа)

·        многосекторальный подход

·        участие населения

·        соответствующие технологии

Элементы ПМСП (по их приоритетности):

·        просвещение по наиболее важным вопросам здравоохранения

·        содействие снабжению пищевыми продуктами и рациональному питанию

·        содействие доброкачественному водоснабжению и проведению основных санитарных мер

·        охрана здоровья матери и ребенка, в том числе и планирование семьи

·        иммунизация против основных инфекционных заболеваний

·        профилактика эндемических заболеваний

·        соответствующее лечение распространенных заболеваний и травм

·        обеспечение основными лекарственными препаратами

Здоровье – не только отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического социального и психологического благополучия.

Здоровье – показатель национального престижа, стабилизирующий фактор доверия ко всем ветвям власти:

В здоровье – необходимое условие высокого трудового потенциала, показатель уровней культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. Патриарх Московский всея Руси Алексий II в интервью «Медицинской газете» сказал: «Здоровье – это целостное единство духа, души и тела человека, прибывающих в гармоничном согласии, дабы тело служило разумной душе».

Святая задача медицины – сохранение природой данного здоровья, а также восстановление утраченного здоровья человека. Научная основа взглядов на здоровье заложена в двух науках:

·        саналогии

·        валеологии

Саналогия – изучает механизмы процессов восстановления нарушенных функций – выздоровление от травм, болезней и других патологических состояний.

Валеология – наука о здоровье, призвана изучать механизмы поддержания и сохранения здоровья, увеличения продолжительности жизни, сохранение трудоспособности.

Здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная жизнедеятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья.

В здоровом образе жизни реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний.

I Профилактика первого уровня (первичная) профилактика:

·      предполагает, что здоровье индивидуума зависит от образа жизни, вредных привычек, индивидуально поведенческих особенностей, социальных условий и окружающей среды;

·        профилактика первого уровня должна проводится путем объединения отдельных лиц и общественности в плане сбалансированной диеты, хорошей физической формы, нормального эмоционального фона, устранения вредных привычек, улучшения социальных условий, вакцинация против инфекционных заболеваний, обеспечение безопасности внешней среды.

II Профилактика II-ого уровня (вторичная):

·        комплекс мер, доступных отдельным лицам и населению в целом, по ранней диагностике и оказанию первой медицинской помощи с целью коррекции тех или иных отклонений в состоянии здоровья;

·        излечение острых болезней;

·        достижение полноценной ремиссии при хронических заболеваниях (диспансеризация хронических больных).

III Профилактика III –его уровня (третичная):

 

1. доступные меры, призванные уменьшить или полностью исключить последствия длительных заболеваний и нетрудоспособности;

2.   сведения к минимуму последствий хронических заболеваний. 

«Школы здоровья:

Особенность лечения многих хронических заболеваний состоит в том, что пациенту приходится в течение длительного времени, а иногда пожизненно, самостоятельно выполнять множество различных процедур и рекомендаций. Для этого он должен быть хорошо осведомлен обо всех аспектах своего заболевания и уметь самостоятельно менять тактику лечения в зависимости от конкретной ситуации.

Эту цель выполняют обучающие образовательные программы «Школы здоровья». Педагогические принципы обучения пациентов в «Школах здоровья» строятся на:

Copyright MyCorp © 2024