Кафедра физиотерапии и медицинской реабилитации СЗГМУ
ОСТ 42-21-16-86 ССБТ ОТДЕЛЕНИЯ, КАБИНЕТЫ ФИЗИОТЕРАПИИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Меню сайта

Форма входа

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 16:51


УТВЕРЖДЕН
и введен в действие

Приказом Министерства

здравоохранения СССР

от 4 ноября 1986 г. N 1453

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.

ОТДЕЛЕНИЯ, КАБИНЕТЫ ФИЗИОТЕРАПИИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ОСТ 42-21-16-86 ССБТ

 

Введен впервые

РАЗРАБОТАН

Центральным научно - исследовательским институтом курортологии и физиотерапии Минздрава СССР, директор профессор Боголюбов В.М.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

проф. Боголюбов В.М., проф. Ясногородский В.Г., д.м.н. Григорьева В.Д., д.м.н. Боровик Э.Б., к.м.н. Богатырева Г.В., к.м.н. Воронова Н.Е. (ответственные исполнители), проф. Данилова И.Н., проф. Олефиренко В.Т., проф. Гусаров И.И., к.м.н. Миненков А.А., к.м.н. Скурихина Л.А., д.м.н. Белая Н.А., к.м.н. Лебедева И.П., к.м.н. Киселев В.Б.

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ И ВНЕСЕН

Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Минздрава СССР
Зам. начальника Управления Архангельский О.Б.

СОГЛАСОВАН

Главным управлением лечебно - профилактической помощи Минздрава СССР
Начальник Управления Москвичев А.М.
Главным санитарно - эпидемиологическим управлением Минздрава СССР
Начальник Управления Ковшило В.Е.
Отделом охраны труда и техники безопасности Минздрава СССР
Начальник отдела Порхачев А.Д.
Центральным комитетом профсоюза медицинских работников
Председатель комитета Новак Л.И.
Всесоюзным научно - исследовательским и испытательским институтом медицинской техники
Директор института Леонов Б.И.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
Настоящий стандарт распространяется на все отделения и кабинеты физиотерапии лечебно - профилактических учреждений, медицинских научно - исследовательских и высших медицинских учебных заведений.
Стандарт устанавливает общие требования безопасности проведения физиотерапевтических процедур больных, безопасности труда медицинского персонала в отделениях, кабинетах физиотерапии.
Стандарт не распространяется на кабинеты экспериментальных и уникальных установок.
Выполнение требований стандарта обязательно при проектировании, реконструкции, строительстве новых и эксплуатации действующих отделений, кабинетов физиотерапии.

1. Общие положения

1.1. Отделения и кабинеты физиотерапии предназначены для электросветолечения, лечения ультразвуком, аэроионо-, аэрозоль- и электроаэрозольтерапии, теплолечения, водолечения, грязелечения, массажа.
1.2. Строительство новых и реконструкция существующих отделений, кабинетов физиотерапии допускается только при наличии утвержденного проекта, согласованного с учреждениями санитарно - эпидемиологической службы, технической инспекцией труда профсоюза, главным физиотерапевтом или заменяющим его лицом.
1.3. Вновь выстроенные или реконструированные отделения в установленном порядке принимаются в эксплуатацию специальной комиссией при обязательном участии в ней представителей санитарно - эпидемиологической службы, главного физиотерапевта или замещающего его лица и технического инспектора труда профсоюза медицинских работников.
Приемка оформляется актом с заключением о возможности эксплуатации принятых отделений, кабинетов. Один экземпляр акта должен храниться у руководителя лечебно - профилактического учреждения.
1.4. Отделения должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ 13.3.002-75, ГОСТ 12.1.004-76, действующих строительных норм и правил лечебно - профилактических учреждений, "Правил устройства элекроустановок", "Инструкции по защитному заземлению элекромедицинской аппаратуры в учреждениях Министерства здравоохранения СССР", утвержденной Минздравом СССР в 1973 г., "Правил техники безопасности при эксплуатации изделий медицинской техники в учреждениях здравоохранения. Общие требования" (утверждено Минздравом СССР в 1984 г.).

КонсультантПлюс: примечание.
ГОСТ 12.1.004-76 заменен на ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ "Пожарная безопасность. Общие требования".

1.5. Для проведения процедур по каждому виду лечения должны оборудоваться отдельные помещения. Допускается размещение в одном помещении электро- и светолечения, в том числе стационарных УВЧ- и СВЧ-генераторов, которые должны эксплуатироваться в экранированных кабинах.
1.6. Для оснащения отделений, кабинетов следует использовать оборудование и аппаратуру, разрешенную к применению Минздравом СССР и соответствующую нормативно - технической документации на данные изделия медицинской техники.
1.7. Безопасность работ в отделении должна достигаться:
- технологически и санитарно - гигиенически обоснованными размещением, планировкой и отделкой помещений;
- рациональной организацией работы;
- рациональной организацией рабочих мест;
- использованием исправной аппаратуры и защитного оборудования, отвечающих требованиям безопасности;
- соблюдением правил эксплуатации электроустановок, коммуникаций и оборудования;
- обучением персонала безопасным методам и приемам работы;
- применением эффективных средств защиты персонала.
1.8. Ответственность за обеспечение безопасности работы в отделениях, кабинетах физиотерапии возлагается:
- в части правильного размещения планировки, отделки помещений и оснащения - на руководителя лечебно - профилактического учреждения;
- в части эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры - на заведующего отделением или врача, ответственного за работу отделения, кабинета.
1.9. Заведующий отделением, кабинетом обязан разработать инструкции по технике безопасности для каждого кабинета физиотерапии, которые должны быть утверждены администрацией учреждения и согласованы с профсоюзным комитетом. Инструкции должны быть вывешены на видном для персонала месте.
1.10. В каждом кабинете должны быть детальные инструкции, определяющие действие персонала по оказанию первой помощи при поражении электрическим током, световым излучением, действие в случае возникновения пожаров, утвержденные администрацией учреждения.
1.11. На каждый кабинет должен быть оформлен технический паспорт, содержащий перечень помещений, их оснащение и защитные устройства.
1.12. Инвентарная опись технического оборудования отделения, перечень мероприятий по текущей профилактике и ремонту оборудования должны содержаться в журнале технического обслуживания по форме приложения N 1.

2. Опасные и вредные производственные факторы

2.1. При эксплуатации отделений, кабинетов физиотерапии возможно воздействие на персонал следующих опасных и вредных производственных факторов.
2.1.1. Физические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенный уровень ультразвука;
- повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
- повышенная влажность воздуха;
- повышенная ионизация воздуха;
- повышенный уровень статического электричества;
- повышенный уровень электромагнитных излучений;
- повышенная напряженность электрического поля;
- повышенная напряженность магнитного поля;
- повышенный уровень ультрафиолетового излучения;
- повышенный уровень инфракрасного излучения;
- повышенный уровень внешнего гамма - излучения;
- повышенный уровень лазерного излучения.
2.1.2. Химические опасные и вредные производственные факторы:
- повышенное содержание сероводорода;
- повышенное содержание углекислого газа;
- повышенное содержание скипидара;
- повышенное содержание озона, азота, окислов азота, йода, брома и др.;
- повышенное содержание метана;
- повышенное содержание хлора;
- повышенное содержание радона и его дочерних продуктов.
2.2. Температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны должны соответствовать требованиям СНиП 11-69-78 и ГОСТ 12.1.005-76.

КонсультантПлюс: примечание.
ГОСТ 12.1.005-76 заменен на ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ "Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
СНиП 11-69-78 заменен на СНиП 2.08.02-89 и пособие к нему.

2.3. Содержание вредных веществ в воздухе рабочих помещений не должно превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005-76.
2.4. Уровень шума на рабочих местах в отделениях, кабинетах физиотерапии не должен превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.003-76 и СНиП 11-12-77.

КонсультантПлюс: примечание.
ГОСТ 12.1.003-76 заменен на ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ "Шум. Общие требования безопасности".
Вместо СНиП 11-12-77 следует руководствоваться СН N 3223-85 "Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах".

2.5. Уровень напряженности электростатического поля должен соответствовать "Санитарно - гигиеническим нормам допустимой напряженности электростатического поля" (утверждено Минздравом СССР N 1757 от 10 октября 1977 г.).
2.6. Напряженность и плотность потока энергии электромагнитного поля в диапазоне частот 30 МГц - 300000 МГц на рабочем месте персонала, обслуживающего установки, методы контроля, основные способы и средства защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.006-76, "Методическим указаниям по проведению государственного санитарного надзора за объектами с источниками электромагнитных полей ионизирующей части спектра" (утверждено Минздравом СССР в 1979 г. N 2055-79) "Санитарным нормам и правилам при работе с источниками электромагнитных полей высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот" (утверждено заместителем Главного санитарного врача СССР в 1970 г. N 848-70), <*> предельно допустимые дозы токов при воздействии на организм человека должны соответствовать "Санитарно - гигиеническим нормам на предельно допустимые токи при их воздействии на организм человека" (утверждено Минздравом СССР в 1979 г. N 1978-79) <*>.


КонсультантПлюс: примечание.

ГОСТ 12.1.006-76 заменен на ГОСТ 12.1.006-84 ССБТ "Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля.

Санитарные нормы, отмеченные <*> - не применяются. Действует ГОСТ 12.1.006-84 ССБТ "Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля".

2.7. Уровни магнитных полей должны соответствовать "Предельно допустимым уровням воздействия постоянных магнитных полей при работе с магнитными устройствами и магнитными материалами" (утверждено Минздравом СССР в 1977 г. N 1472-77).
2.8. Уровень ионизации воздуха должен отвечать требованиям "Санитарно - гигиенических норм допустимых уровней ионизации воздуха производственных и общественных помещений" (утверждено Минздравом СССР в 1980 г. N 2152-80).
2.9. Безопасные уровни лазерного облучения на рабочих местах в помещениях, где используются лазерные установки, должны соответствовать требованиям "Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров" (утверждено Минздравом СССР в 1981 г. N 2392-81).

3. Требования к помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест в отделениях и кабинетах электро- и светолечения

3.1. Состав и площадь помещений вновь строящихся и реконструированных отделений, кабинетов электро- и светолечения, требования к вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха, газоснабжению, освещению помещений должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам.
3.2. Кабинет электро- и светолечения - площадь принимается из расчета 6 кв. м на кушетку, при наличии 1 кушетки - не менее 12 кв. м.
Отдельно кабинет для проведения внутриполостных процедур, площадь принимается на 1 гинекологическое кресло - 18 кв. м.
Аппараты электросна должны размещаться в помещениях с учетом звуко- и светоизоляции (тамбур с двойной дверью и др.).
3.3. Аппараты с дистанционным, в том числе и с универсальным, расположением конденсаторных пластин излучателей (аппараты "Экран-1", "Экран-2", "Импульс-3", "Волна-2", "Луч-58" и др.) требуют специально выделенных помещений либо кабин, экранированных тканью с микропроводом (В-1 артикул 438 или аналогичной тканью), аппараты только с контактным воздействием не требуют экранирования.
3.4. Запрещается для покрытия пола и изготовления занавесей процедурных кабин применять синтетические материалы, способные создавать статические электрические заряды.
3.5. Пол должен быть деревянным или покрытым специальным линолеумом, не образующим статическое электричество, и не должен иметь выбоин.
3.6. Стены помещений на высоту 2 метра должны быть покрашены масляной краской светлых тонов, остальная часть стен и потолка - клеевой. Облицовка стен керамической плиткой запрещается.
В помещениях, где работает лазерная установка, стены и потолок должны иметь матовое покрытие.
3.7. Для проведения лечебных процедур следует оборудовать кабины, каркасы которых выполняются из пластмассовых или хорошо отполированных деревянных стоек, либо из металлических (никелированных или покрытых масляной краской) труб. Металлические конструкции кабин необходимо изолировать от каменных стен и полов путем установки фланцев на подкладках из изолирующего материала толщиной не менее 40-50 мм (подкладки из дерева предварительно проваривают в парафине и окрашивают масляной краской). Крепежные шурупы (болты) фланцев не должны быть длиннее высоты подкладки.
Размеры кабин: высота - 2 м, длина - 2,2 м, ширина в зависимости от типа аппарата: для аппаратов индуктотермии, микроволновой терапии, мощных УВЧ-генераторов, аппаратов для общей гальванизации с ваннами для конечностей и стационарных светолечебных аппаратов ширина кабины - 2 м, для прочих аппаратов - 1,8 м.
3.8. В каждой кабине должен устанавливаться только один стационарный физиотерапевтический аппарат, одна деревянная кушетка с подъемным изголовьем и устройством для местного освещения. В помещении, где расположена лазерная установка, запрещается использование приборов и предметов с зеркальными поверхностями; работа с лазерными установками должна проводиться с ярким общим освещением.
3.9. В электро - светолечебном кабинете выделить специальный изолированный бокс площадью не менее 8 кв. м для работ по подготовке к проведению лечебных процедур, хранения и обработки прокладок, приготовления лекарственных растворов, стерилизации тубусов и т.д., оборудованный сушильно - вытяжным шкафом, моечной раковиной с двумя отделениями и поворотным краном с подачей холодной и горячей воды, дезинфекционными кипятильниками, рабочим столом, медицинским шкафом и стиральной машиной.
3.10. При организации группового профилактического ультрафиолетового облучения должны быть предусмотрены следующие помещения: а) фотарий, б) комната для раздевания, в) рабочее место (пульт управления) медицинской сестры. Площадь фотария следует принимать в зависимости от оборудования: помещение для облучения - 16-50 кв. м, помещение для раздевания - 10 кв. м, пульт управления - 4 кв. м. При наличии облучателя УГД-3 с лампами ДРТ-1000 (ПРК-7) площадь фотария должна быть 45-50 кв. м, УГД-2 с лампами ДРТ-375 (ПРК-2) - 16-25 кв. м.
3.11. Рабочее место медицинской сестры (пульт управления) оборудуют вне комнаты фотария и обеспечивают звуковой сигнализацией. Наблюдение за облучающимися осуществляется через застекленное смотровое окно площадью не менее 0,5 кв. м.
Фотарий для ультрафиолетового облучения с люминесцентными эритемными лампами ЭГД-5 и для индивидуального облучения ЭОД-10 не требует больших специальных помещений, поскольку при горении этих ламп озон и окислы азота образуются в небольшом количестве.
3.12. Площадь кабинета для групповой аэроионной, аэрозольной и элекроаэрозольной терапии принимается из расчета 4 кв. м на 1 место, но не менее 12 кв. м.
Площадь кабинета для индивидуальной аэроионной, аэрозольной и электроаэрозольной терапии - 12 кв. м.
3.13. Помещения для электро- и светолечения должны быть оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией с подачей подогретого воздуха, обеспечивающей 3-4 кратный обмен воздуха в час, и оконными фрамугами.
Кабинеты ультравысокочастотной терапии, микроволновой терапии, аэроионолечения, ультразвуковой терапии, фотарии с лампами ДРТ (ПРК) должны быть обеспечены приточно - вытяжной вентиляцией с 4-5 кратным обменом воздуха в час.
При оборудовании вентиляционных устройств необходимо предусмотреть мероприятия по защите от шума при включении вентиляции в рабочем помещении.
3.14. Температура воздуха в помещениях для электро- и светолечения должна быть не ниже +20 град. С.
3.15. Каждое помещение для электро - светолечения должно иметь самостоятельную питающую линию, идущую от распределительного щита, проложенную проводами необходимого по расчету сечения. Для распределения нагрузки по фазам вводы прокладываются при напряжении 380/220 или 220/127 вольт четырехпроводные. Присоединение к этим электропроводам других потребителей не допускается.
3.16. В каждом помещении для электро - светолечения в легкодоступном месте устанавливают групповой щит с общим рубильником или пускателем, имеющим обозначенное положение "включено - выключено", на 60-110 ампер (например, АП-50, А-3114/7), на котором монтируют сетевой вольтметр с переключателем фаз. Групповой щит монтируют с предохранителем "Е-27" или автоматическими выключателями максимального тока на 15 ампер с числом групп соответственно числу установленных аппаратов (в числе аппаратов учитывают также стерилизаторы и электрические плитки). Распделительное напряжение для питания аппаратов - 127 или 220 вольт.
Рубильник или пускатель можно устанавливать и отдельно стоящими на высоте 1,6 м от уровня пола.
Номинальные токи плавки вставок предохранителей и вставок автоматических выключателей, служащих для защиты отдельных участков сети, всегда выбирают по возможности наименьшими по расчетным токам этих участков сети и номинальным токам электроприемников с обеспечением требования селективности. Щиты устанавливают в нишах, ящиках или закрывают кожухами.
Оградительные устройства групповых щитов должны обеспечивать удобный доступ для технического обслуживания, возможность быстрого выключения, наблюдения за показателями вольтметра и иметь запирающиеся дверцы, ключи от которых хранятся у медицинской сестры электро - светолечебного кабинета.
3.17. Линии от группового щита к пусковым щиткам прокладываются проводом требуемого по расчету сечения.
3.18. В каждой процедурной кабине для подключения аппаратов на высоте 1,6 м от уровня пола устанавливается пусковой щиток. Щиток выполняется из электроизоляционного материала, на котором устанавливается пускатель типа ПНВ-30 или ПВ-30, 1 штепсельная розетка и 4 клеммы лабораторного типа в изоляционной оправе.
Две из клемм (левые) предназначены для подключения аппарата к источнику тока, остальные - для защитного заземления аппарата. При этом третья из клемм соединена с землей через рубильник (или пускатель) и служит для заземления стационарно установленного аппарата, а четвертая соединена с землей постоянно и служит для заземления переносных (портативных) аппаратов, включаемых в штепсельную розетку. Клемма заземления должна быть окрашена в другой цвет.


Примечания:

1. К штепсельным розеткам можно подключать только переносную или исследовательскую аппаратуру с потребляемой мощностью не более 500 ватт.
2. Все пусковые установки устанавливают только в защищенном виде.
3. Для аппаратов по I классу защиты устанавливают пусковые щитки с 3-контактной розеткой.

3.19. Провода, служащие для подключения аппаратов к сети, должны быть изготовлены из гибкого кабеля, а при его отсутствии - из гибких проводов, заключенных в резиновую трубку.
Провода отходящие от аппарата к больному, должны иметь высококачественную изоляцию. Целостность проводов необходимо тщательно проверять перед эксплуатацией. Запрещается применять провода с пересохшей изоляцией. Во время проведения лечебной процедуры нельзя оставлять провода непосредственно на теле больного.
3.20. Металлические корпуса и штативы электро- и светолечебных аппаратов, включая и переносные, а также подогреватели, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, подлежат защитному заземлению. Заземление должно выполняться в соответствии с Инструкцией по защитному заземлению "ЭМА" в учреждениях системы Минздрава СССР.
3.21. При питающей сети с глухозаземленной нейтралью трансформатора нулевая шина на групповом щите в электро- и светолечебном помещении должна иметь повторное заземление.
3.22. При питающей электросети с изолированной нейтралью следует сооружать специальные заземляющие устройства.
3.23. Для заземляющих устройств в первую очередь должны быть использованы естественные заземлители. Сопротивление заземляющего устройства, используемого для заземления электрооборудования, должно быть не более 4 Ом для сетей с изолированной нейтралью, а для повторного заземления нулевого провода в сетях с глухозаземленной нейтралью - не более 10 Ом. Заземляющие устройства должны соответствовать правилам устройства электроустановок.
3.24. Нагревательные приборы системы центрального отопления, трубы отопительной, газовой, водопроводной или канализационной систем, а также любые заземленные предметы, находящиеся в помещениях, должны быть закрыты деревянными кожухами, покрытыми масляной краской по всему протяжению и до высоты, недоступной прикосновению больных и персонала.
3.25. Металлические заземленные корпуса аппаратов при контактном наложении электродов следует устанавливать в недоступном месте для больного, а при невозможности соблюдения этого условия доступные для больного заземленные корпуса аппаратов должны быть защищены изолирующим экраном от возможного прикосновения больного.
3.26. При установке 4-камерных ванн краны, трубы и другие металлические части водопроводной сети должны находиться на недоступном для больного расстоянии. Ванны наполняют водой через резиновые шланги. Удаляют воду из ванны с помощью резинового шланга и эжектора (водоструйного насоса), приводимого в действие от водопровода. Пробки в ваннах должны быть утоплены в штуцеры, или на дно ванны должен быть уложен резиновый коврик, предохраняющий пробку от случайного выталкивания. Утечка воды через пробки должна быть полностью исключена. Наполнять ванну водой и выливать из нее воду можно только при выключенном аппарате.
3.27. При проведении электролечебных процедур вне физиотерапевтического кабинета (в перевязочной, операционной, палате и т.д.), когда больные принимают их на металлических столах или кроватях, должна быть исключена возможность соприкосновения с ними больного. С этой целью металлический стол, кровать и т.д. покрывают 3-4 слоями прорезиненной ткани, шерстяным одеялом, а также простыней таких размеров, чтобы края их свешивались со всех сторон. При проведении электролечебных процедур в перевязочной, операционной, в палатах выполняют все требования, указанные в предыдущих и последующих пунктах настоящего стандарта. При наличии в этих случаях плиточного пола место обслуживающего персонала должно быть покрыто изолирующим материалом площадью не менее 1 кв. м.
3.28. Для кипячения инструментов, прокладок и т.д. применяют баки, дезинфекционные кипятильники только с закрытым подогревателем и в соответствии с ОСТ 42-21-2-85.
Прокладки для каждого вида лекарств кипятить отдельно.
3.29. Запрещается проведение процедур УВЧ- терапии без тщательной настройки терапевтического контура и резонанс с генератором и при суммарном зазоре под обеими конденсаторными пластинами (считая от поверхности металлической пластины электрода до поверхности кожи) свыше 6 см.
3.30. Требования к радиопомехам аппаратуры, находящейся в отделениях, кабинетах физиотерапии, должны соответствовать ГОСТ 20790-82. Использование высокочастотной отечественной и импортной аппаратуры, работающей на другом диапазоне частот, возможно лишь с разрешения Министерства связи СССР.

4. Требования к помещениям, размещению оборудования ингалятория

4.1. Помещение групповой ингаляции должно быть изолированным. Стены помещения должны быть облицованы на высоту 2 метра глазурованной плиткой, пол покрыт линолеумом, потолок - известкой.
4.2. Площадь помещения, температурно - влажностный режим и вентиляция должны быть в соответствии с СНиП 11-69-78 (4 кв. м на 1 место, но не менее 12 кв. м при наличии 1 места, температура в пределах +20 град. С; приточно - вытяжная вентиляция обеспечивает 8-10 кратный обмен воздуха в час).

КонсультантПлюс: примечание.
СНиП 11-69-78 заменен на СНиП 2.08.02-89 и пособие к нему.

4.3. Компрессор следует устанавливать в подвальном или полуподвальном помещении.
4.4. В индивидуальном ингалятории электрический дезинфекционный кипятильник для кипячения наконечников и масок должен быть установлен в вытяжном шкафу.

5. Требования к помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест в водолечебницах

5.1. Для водолечения должно быть выделено изолированное помещение в соответствии с СНиП 11-69-78.

КонсультантПлюс: примечание.
СНиП 11-69-78 заменен на СНиП 2.08.02-89 и пособие к нему.

5.2. Высота помещений в водолечебницах должна быть не менее 3 м. Стены водолечебных залов должны облицовываться глазурованной плиткой, пол - метлахской плиткой, потолок - покрываться известкой. Пол должен иметь уклон не менее 1 см на 1 м в сторону трапа. Трапы оборудуются в углах зала.
5.3. Электрическая подводка и пусковые устройства в помещениях, связанных с проведением водных процедур, выполняются специальной арматурой, обеспечивающей герметичность.
5.4. В водолечебных залах должна быть самостоятельная приточно - вытяжная вентиляция с кратностью обмена воздуха в час +3-5, включаемая из комнаты медицинского персонала, и с подогревом воздуха. Температура воздуха должна быть в пределах +23 - +25 град. С, относительная влажность не выше 60-65%.
5.5. Ванны в водолечебницах могут быть размещены либо в общем зале с раздеванием и одеванием больных в индивидуальных кабинах, либо в отдельных кабинах площадью по 6 кв. м с примыкающими к ним двумя, площадью по 2 кв. м, кабинами для раздевания и одевания больных.
5.6. При размещении ванн в отдельных кабинах вход в них делается из общего коридора через кабину для раздевания и одевания больных. Для наблюдения медперсонала за больными вдоль всех кабин устанавливается общий проход не менее 1 м. Стены кабин для ванн и перегородки между кабинами для раздевания и одевания больных делаются высотой 2 м из толстого непрозрачного армированного стекла, синтетических материалов или бетона, облицованного плиткой, устанавливают их на высоте 15 см от пола.
5.7. В детских и психиатрических лечебно - профилактических учреждениях ванны должны размещаться только в общем зале. На каждую ванну выделяется площадь в 6 кв. м (без площади рабочего коридора) и помещение для раздевания и одевания больных из расчета 2 места на каждую ванну. Площадь одного места для раздевания с проходом 2 кв. м.
5.8. Ванны устанавливаются так, чтобы дневной свет падал на лицо больного. Ванны должны быть медицинские керамические, из нержавеющей стали или пластмассовые.
5.9. В водолечебных помещениях должна выделяться комната для обслуживающего персонала площадью из расчета 1,5 кв. м на одну ванну, но не менее 8 кв. м. Для персонала, проводящего радоновые и сероводородные процедуры, должна предусматриваться душевая кабина площадью 2 кв. м.
5.10. Для лечения движением в воде выделяется комната площадью 42 кв. м (в т.ч. площадь ванны 20 кв. м). Глубина ванны 0,7 м.
5.11. Помещение для душевого зала должно быть оборудовано в соответствии с СНиП 11-69-78. В нем устанавливают душевую кафедру, питаемые от нее душевые установки (для циркулярного, дождевого, восходящего, струевых и других душей) и сидячую ванну.

КонсультантПлюс: примечание.
СНиП 11-69-78 заменен на СНиП 2.08.02-89 и пособие к нему.

5.12. Душевую кафедру устанавливают так, чтобы при проведении струевого душа больной находился от нее на расстоянии 3,5-4 м и прямой дневной свет при этом падал на больного. На высоте 1-1,5 м от пола к стене прикрепляют металлический поручень, за который должен держаться больной во время приема душа.
5.13. Отдельные душевые установки и сидячую ванну разделяют перегородки из толстого непрозрачного стекла или бетона, облицованного белой плиткой высотой 2 м, перегородки не должны доходить до пола на 10-15 см. Площадь отдельных кабин для душевых установок должна быть не менее 1-1,5 кв. м.
Душевая кафедра и установки для проведения душей должны располагаться таким образом, чтобы медицинский персонал, проводящий воздействия, мог наблюдать за больными, получающими процедуры.
5.14. Дождевой душ устанавливают на высоте 1,8 м от пола с наклоном плоскости душевой сетки к полу 15-20 град.
5.15. Душевая кафедра должна иметь самостоятельную подводку горячей и холодной воды от центральной магистрали, при этом давление горячей и холодной воды должно быть одинаковым (2-2,5 атмосферы).
5.16. При душевом зале предусматривают раздевальню для больных согласно СНиП 11-69-78; площадь раздевальни для одного больного 2 кв. м.
5.17. Для процедур подводного душа - массажа выделяют помещение согласно СНиП 11-69-78. Ванну емкостью 400-600 литров устанавливают так, чтобы к ней был обеспечен подход с трех сторон. Установка для душа - массажа располагается за ножным концом ванны с соблюдением всех требований электробезопасности.
5.18. Электромагнитный пускатель аппарата для подводного душа - массажа должен быть в герметическом исполнении и заземленным. Корпус аппарата также необходимо заземлить.
5.19. Для укутывания больных выделяют отдельное помещение (СНиП 11-69-78), где устанавливают кушетку для больного и раковину с горячим и холодным водоснабжением.
5.20. Для подводного кишечного промывания используют ванну емкостью 400-600 литров, устанавливают ее в отдельном помещении (СНиП 11-68-78). Помещение должно быть обеспечено душевой установкой, унитазом и кушеткой.
5.21. Размеры лечебных бассейнов зависят от мощности учреждения и требуемой пропускной способности. Оптимальный размер лечебного бассейна для занятий лечебной гимнастикой составляет 60 кв. м для группы в 12 человек. Площадь в воде на 1 человека - 5 кв. м. Глубина бассейна для взрослых 1,5-1,8 м, для детей - 0,5-1 м с равномерным или ступенчатым понижением. Помещения для лечебного бассейна имеют приточно - вытяжную вентиляцию с 3-4 кратностью обмена воздуха в час.
5.22. Борта и дно бассейна должны быть покрыты светлой метлахской плиткой. Дно бассейна должно иметь наклон к выпускному отверстию. Спуск в лечебный бассейн имеет ступеньки и перила. Пол около бассейна имеет наклон к мусоросборнику. Вода в бассейн поступает через отверстия у бортика, а ее избыток оттекает по отводящему желобку в канализацию. Вода в бассейне должна соответствовать требованиям ГОСТ 2874-73.

КонсультантПлюс: примечание.
ГОСТ 2874-73 отменен. В настоящее время действует СанПиН 2.12.568-96 "Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов".

5.23. Температура воды в лечебном бассейне зависит от характера заболевания лиц, выполняющих лечебную гимнастику в нем, и должна равняться от +25 до +37 град. С. Относительная влажность воздуха в пределах 50-60%.
5.24. Водообмен в лечебном бассейне должен быть обеспечен либо непрерывным притоком свежей воды (при уровне воды 50 см и ниже), либо применением циркуляционной системы, когда весь объем воды циркулирует по замкнутой системе - из бассейна на очистные сооружения с обеззараживанием воды физико - химическими методами (хлорирование, ультрафиолетовое облучение и др.) и снова в бассейн. Ежедневно добавляется 10-15% свежей воды.
5.25. Спуск всей воды из лечебного бассейна, механическая очистка его, дезинфекция и наполнение свежей водой должны производиться не реже 1 раза в неделю.
5.26. Лечебные бассейны оснащаются душевыми кабинами. На 1 посетителя предусматривают площадь душевой 3,5 кв. м или 3-5 душевых на 10-12 человек. Душевые кабины находятся рядом с бассейном. Их стены, пол покрывают метлахской плиткой. Кабины оснащены полочками для мыла и мочалки, а также вешалками для полотенец.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Copyright MyCorp © 2024